- ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
- ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П. р. включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П. р. может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.). Письменная монологическая форма общения имеет те же характеристики, что и устная (См. монологическая речь). Однако по сравнению с устным монологом П. р. более развернута, структурно сложна, организованна, логически связна. П. р. не имеет средств звукового и интонационного выделения характерных для устной речи. Благодаря дистантному характеру (См. дистантная речь), П. р. может сохранять информацию в теч. длительного времени. В обучении П. р. можно выделить три этапа: овладение графикой и орфографией; усвоение структурных моделей предложений; овладение П. р. как средством общения. Обучение графике включает овладение двумя навыками: правильного изображения букв и правильного соединения их в слове (см. каллиграфия). Усвоение правописания тесно связано с общим процессом выработки навыков и умений и в значительной степени происходит непроизвольно в ходе обучения письменной форме речи. К упражнениям, формирующим орфографические навыки, относятся и разные виды диктантов. По сложности упражнения могут распределяться в следующем порядке: списывание предложений, запись их на слух и по памяти, запись предложений с трансформациями, расширение и сужение предложений, подстановки, составление предложений по образцу и др. В овладении П. р. как средством общения самой распространенной формой работы является сочинение. В трудовой деятельности человека наиболее частотными являются следующие виды письменных сообщений: заметки, план, тезисы, конспект, аннотация, резюме, реферат, объявление, заявление, статья, доклад, отчет, которые являются объектом изучения на занятиях по языку. Ср. устная речь.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.